13:09 01.08.2021 в рубрике Политика Михаил Салтыков-Щедрин 1313 13 2
Запрет Китаем импорта российской рыбы в конце 2020 г. может сильно ударить по рыболовам Дальнего Востока, поскольку переориентировать поставки будет трудно, а хранилищ для внутреннего потребления недостаточно. Реакция России на запрет была мягкой и остается без ответа. Это омрачает партнерские отношения между двумя государствами, а также ставит по вопрос реализацию Россией политики мягкой силы в отношениях с Китаем.
Реализацию стратегического партнерства существенно затрудняют возникающие противоречия в отношениях двух государств. Практически незамеченной проблемой стал запрет импорта российской рыбы в Китай в декабре 2020 г. Российские рыболовы рискуют понести серьезные убытки, поскольку на Китай приходится большая часть экспортируемой ими рыбы. Просьба Юрия Трутнева — полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе о снятии ограничений на экспорт рыбы остаётся без ответа с конца декабря 2020 г. Сложившаяся ситуация дает нам возможность поразмыслить, действительно ли Россия и Китай являются близкими стратегическими партнерами, или же государствам есть над чем работать. По информации китайской стороны в основных портах, использовавшихся для приема российской рыбы— Далянь и Циндао на упаковке грузов были обнаружены возбудители коронавируса. При этом никаких убедительных доказательств предоставлено не было. Более того, по данным ВОЗ нет научных доказательств того, что вирус может распространяться подобным образом. Аналогичные ограничения были введены и против ряда других стран, например Бразилии и Эквадора. Но Россия рискует понести гораздо большие экономические потери.
На Поднебесную приходится примерно 60% экспорта российской рыбы, который в 2019 г. принес России $3,27 млрд, что примерно сопоставимо с доходами от экспорта древесины ($3.4 млрд). Мало кто обратил внимание, но Герман Зверев — президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников — назвал подобный шаг «необъявленной торговой войной». Связано это с тем, что введение ограничений на импорт российской рыбы совпало со стремлением китайских трейдеров снизить закупочные цены на импортируемую рыбу. Тогда в сентябре 2020 г. из-за ограничений средняя цена минтая снизилась на 20% и составила $1150 за тонну. В начале 2021 г. КНР ввела полный запрет на импорт российской рыбы, что может заставить российских производителей еще больше снизить цены и понести убытки.
Для решения проблемы Россия попыталась переориентировать экспорт на Южную Корею, но её порты перегружены и не смогут принять значительную часть российской рыбы. Россия действительно нарастила в январе 2021 г. экспорт замороженного минтая на 59% по сравнению с 2019 г. который составил 14799 тонн. Но поскольку поставки осуществляются по $1,12 за кг, переориентация экспорта на Южную Корею не сможет возместить потери от запрета экспорта в Китай. Для России ситуация усугубилась еще и тем, что ограничения совпали с началом лова минтая в Охотском море. На Дальнем Востоке недостаточно производственных мощностей и хранилищ для переработки и хранения улова. Примерно 915 тысяч тонн рыбы могут просто сгнить.
На действия Пекина Россия отреагировала письмом полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Он обратился к заместителю премьера Госсовета КНР Ху Чуньхуа с просьбой снять запрет на ввоз российской рыбы. Однако ответа от китайской стороны все ещё не последовало. Таким образом Китай создал новый метод ведения протекционистской политики, который может использоваться для получения дальнейший торговых преференции, например скидок, или политических уступок. Не нужно доказывать наличие вируса лабораторным путем, можно заявить, что несколько портовых грузчиков заразились после прихода груза.
При чём здесь китайские политические группировки?
Что касается личности Ху Чуньхуа, которому Трутнев направил письмо, то самым примечательным фактом является то, что этот руководитель долгое время считался наиболее вероятным преемником Си Цзиньпина. С 2012 г. он входит в состав расширенного состава Политбюро и принадлежит к так называемой «комсомольской» группе политиков. В то же время Си Цзиньпин принадлежит к «партии кронпринцев», потомков революционеров первого поколения из высшего руководства Китая. Эта политическая группировка никак не связана с бизнесом приморских провинций. К ней помимо Си Цзиньпина также можно отнести Ван Цишаня — нынешнего заместителя председателя КНР (сына Яо Илиня — бывшего первого заместителя председателя КНР).
Особенностью «комсомольской» группы является её ориентированность на США, как это было при генсеке Ху Цзиньтао в середине 2000-х гг. Именно комсомольцы из приморской провинции Ляонин потребовали закрыть по экологическим требованиям нефтеперерабатывающие заводы, связанные с российским трубопроводом «Восточная Сибирь-Тихий Океан». Возможно, введенный запрет на импорт российской рыбы связан с влиянием «комсомольской» группы в китайском руководстве. В 2019 г. после обострения отношений с Австралией, Китай сначала ограничил, а затем в 2020 г. полностью запретил импорт угля из Австралии. В связи с этим Россия нарастила за 2019–2020 гг. экспорт угля в Китай до 6,73 млн т по сравнению с 2,35 млн т в 2017 г. То же самое касается других товаров, таких как нефть и продовольствие.
В результате происходит вытеснение с рынка КНР поставщиков из стран Запада по ряду позиций. Возможно имеет место противодействие со стороны ведомств управления внешней торговли, с которыми Ху Чуньхуа, как глава парткома провинции Гуандун, тесно связан. В 2019 г. данная провинция продолжила занимать первое место по объему внешней торговли среди других провинций Китая.
Бросить Пушкина с парохода мягкой силы
Запрет на ввоз российской рыбы обозначил две задачи, над решением которых нужно работать России: повышение эффективности мягкой силы на данном направлении и диверсификация экспорта. Введенные ограничения не вызвали никакой значимой реакции ни внутри КНР, ни внутри России, что говорит о низкой эффективности российской мягкой силы. То, что данный вопрос не поднимается Россией на уровне МИДа или глав государств демонстрирует, насколько сильно она опасается малейших разногласий с КНР, с которой она по заявлениям является равноправным стратегическим партнером.
О неэффективности политики мягкой силы, продвижением которой традиционно занимается подведомственное МИД РФ «Россотрудничество», говорит и то, что даже новое руководство в лице Евгения Примакова признает этот факт. Деятельность организации преимущественно ограничивалась продвижением мягкой силы через традиционный календарный план, включающий в себя мероприятия наподобие чаепитий на день рождения Пушкина и дня космонавтики. Подобный метод показал свою ограниченность и неэффективность, поскольку не позволяет воздействовать на большие массы людей. «Россотрудничеству» будет необходимо создать четкую стратегию продвижения мягкой силы в Поднебесной и расширить её, например, в сфере религии, хоть это и не относится к ведению организации. На данный момент количество христиан в Китае составляет больше 100 млн, в основном католиков и протестантов, но их может быть больше, поскольку сфера религии находится под контролем государства и статистика может быть заниженной. Поэтому продвижение мягкой силы может быть затруднено в связи с сильным контролем Коммунистической партии Китая за возможными каналами её продвижения. Так, например, миссионерской деятельности по продвижению православия среди китайцев может препятствовать Государственное управление по делам религий, ведущее строгий контроль за деятельностью религиозных организаций, а также критическая нехватка священников. России необходимо иметь влиятельных и лояльных инфлюенсеров в китайском медиа пространстве, чтобы те доносили проблемные вопросы российско-китайских отношений до китайского общества, о которых зачастую люди просто не знают.
Необходимость выхода на новые рынки
В случае дальнейшего экономического роста, развития собственных передовых технологий и производственных мощностей Китай может стать ещё более экономически независимым от других государств. КНР уже использует опробованные в торговой войне с США методы и против других государств, например Австралии. В 2020–2021 гг. к этим методам прибавились противоэпидемиологические меры ограничения распространения коронавирусной инфекции. Введенный запрет на импорт российской рыбы окажет негативное влияние на отношение к российской продукции китайского потребителя, поскольку она будет ассоциироваться с распространением вируса. Это вкупе с традиционно не простой системой требований к импортируемой продукции оставляет ещё меньше возможностей для российских производителей. Для Китая утрата возможности закупать российскую рыбу не будет критической, поскольку имеются другие источники поставок, такие как Эквадор, Индия, Канада и Вьетнам. В то же время для дальневосточных производителей рыбы альтернативных мест для экспорта практически нет, как и возможностей на увеличение внутреннего спроса. Ожидать существенного роста у российского потребителя не стоит, для этого нет никаких предпосылок. Поэтому России следует обратить внимание на другие рынки для экспорта рыбы, такие как Корею, Японию, Вьетнам, а также Юго-восточную и Южную Азию.
Подводя итог вышесказанному стоит отметить, что современный рыболовецкий промысел на Дальнем Востоке России находится под угрозой из-за большой экспортной ориентации на китайский рынок, что выявили введенные Китаем ограничения. Просьба российской стороны отменить их осталась без ответа, и дальнейшее молчание свидетельствует о том, что стратегическое партнерство двух стран не является однозначно равноправным. Увеличение поставок российской продукции наталкивается на противодействие группы китайских политических деятелей, так называемых «комсомольцев», имеющих большой вес в ряде приморских регионов и внешнеторговых ведомствах, самый высокий пост из которых занимает Ху Чуньхуа — нынешний заместитель премьера Госсовета КНР. Способствовать изменению ситуации могут развитие Россией мягкой силы, диверсификация экспорта и развитие внутреннего рынка. В противном случае Россия рискует столкнуться с новыми трудностями в торговле с Китаем, который начинает быть все более самодостаточным и независимым от продукции других государств, например в сфере высоких технологий. При этом России не нужно пренебрегать Китаем, важно сохранить сложившиеся экономические связи и развивать их, поскольку он, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе останется перспективным рынком. В то же время Россия должна рассмотреть возможность экспорта рыбы в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Источник: newsland.com